PPP PМне это кажется неправильным подкупать ребенка подарками. Не испортит ли это его?PPPВ работе с чувствительным ребенком награды используются для того, чтобы поощрить его противостоять ситуации, вызывающей страх. Если ребенок не пойдет на это противостояние, он не получит награды. Таким образом, ребенок узнает, что награды зарабатываются «свершением чего-нибудь» примерно так же, как взрослые получают деньги за ежедневную работу. Ребенок по
PPPСистемы стимулов способствуют повышению детской самооценки. Они также позволяют сосредоточить внимание именно на хороших поступках, а это, как известно, лучше действует на ребенка, чем подчеркивание его недостатков и промахов. В дальнейшем дети, поведение которых доставляло так много огорчений их родителям, будут примерно так же оценивать свои поступки, как в свое время делали их родители.PPPСистемы стимулов могут быть полезны еще в одном отношении: они способствуют уменьшению разногласий в семье. Поскольку правила системы ясны каждому, семейные взаимодействия по поводу поведения детей становятся более конкретными и менее насыщенными эмоциями. Если ребенок совершает желательный поступок, ему полагается награда. Если ребенок не совершает желательного поступка, награда не полагается. Все просто и ясно!PPPНадобность в суровых выговорах и наказаниях таким образом отпадает. В начале введения системы у ребенка может появиться намерение устроить скандал по поводу не полученных наград, но когда он видит, что родители сохраняют спокойствие и последовательно придерживаются системы, то скоро успокаивается и соглашается с правилами.Наиболее частые вопросы родителей по поводу стимулирования
PPPДля того чтобы тревожные дети приобрели навык справляться со своими страхами, им может понадобиться, кроме внутренних стимулов и похвал, еще и определенная специально планируемая система стимулов. Полезность такой системы объясняется очень просто: люди склонны к выполнению каких-либо действий, если ожидается приятный результат. Это простое правило может быть реализовано двумя способами.PPP1.PДля побуждения к совершению желательного поступка надо либо дать что-нибудь приятное после того, как он выполнен, либо убрать что-нибудь неприятное после того, как он выполнен. Разрешить ребенку пойти гулять после выполнения домашней работы это пример получения приятного (прогулка) после выполнения желательного действия (домашняя работа). В то же время, если ребенку не нравится сидеть одному дома, позволение играть вместе с другими детьми может рассматриваться как устранение неприятного (пребывание в одиночестве) после выполнения желательного действия (домашняя работа).PPP2.PДля устранения побуждения к совершению нежелательного поступка надо либо лишить ребенка чего-то приятного в тот момент, когда он совершает этот поступок, либо пригрозить ему чем-то неприятным, что произойдет, если он совершит этот поступок. Игнорирование кричащего ребенка может рассматриваться как лишение приятного (родительское внимание), когда ребенок начинает вести себя нежелательным образом. Многие родители применяют этот принцип, оставляя капризных детей в их комнате на пять или десять минут в качестве наказания за нежелательное поведение. Любое наказание ребенка за плохое поведение может служить примером неприятного последствия.PPPСистемы стимулов могут включать в себя некоторые материальные поощрения, и это вполне нормально. Удобным подходом является вручение жетона или «фанта» за каждый желательный поступок. Эти предварительные награды собираются для того, чтобы затем обменять их на вполне материальную вещь, о которой родители и ребенок договариваются заранее. Если желательный поступок не совершается, «фант» не выдается. При этом важно воздержаться от комментариев, чтобы не отбить у ребенка желание получать наклейки-этикетки. Если система стимулов применяется в сочетании с постепенным приучением, родители могут выдавать больше «фантов» за более трудные шаги.PPPСистемы стимулов работают лучше, если:PPP1.PФорма поведения, за которую полагается вознаграждение, точно определена. Например, указания типа «Будь умницей», «Хорошо себя веди» не точны. Лучше сказать, например: «За пять минут до ухода в школу не плакать и не капризничать».PPP2.PПодарок, который получит ребенок, должен иметь ценность в его глазах. Вы знаете своего ребенка лучше кого бы то ни было. Если малыш лучше реагирует на предоставление ему свободного времени, чем на получение «призов», используйте в качестве награды свободное время.PPP3.PНаграда выдается немедленно (или как можно скорее) после того, как желаемый поступок совершен. У ребенка иное ощущение времени, чем у взрослого. Задержка с награждением всего на несколько часов представляется шестилетнему ребенку вечностью и снижает эффективность системы стимулов.PPP4.PСистема должна быть простой и логически последовательной. В большинстве систем внимание каждый раз сосредоточивается на одной или на двух формах поведения. Если поощряемых поступков больше, система становится слишком сложной для ребенка и слишком трудоемкой для родителя.PPP5.PДля сохранения последовательности реагируйте на выполнение каждого шага одинаково (включая жесты, интонацию и пр.), убедитесь в том, что каждый из ближайших взрослых родственников демонстрирует похожую реакцию.PPP6.PНаграды невелики, но присуждаются достаточно часто. Небольшие, часто выдаваемые награды действуют лучше, чем обещания большого подарка в отдаленном будущем. Имейте в виду, что для детей все, что позже, чем через неделю, представляется отдаленным будущим.PPPКроме того, не забывайте, что разногласия между членами семьи по поводу применения этих систем снижают их эффективность. Пререкания детей с родителями по поводу наград также не способствуют эффективности системы. Некоторые родители наказывают своих детей за пререкания, отбирая у них часть уже заработанных наклеек. Иногда этот прием срабатывает, и ситуация больше не повторяется: многое зависит от характера ребенка.PPPПомните, что независимо от используемой системы поощрения, для всех детей огромное значение имеют похвалы родителей и их собственное удовлетворение от проделанной работы.Полезность стимулов
Системы стимулов
PPPРодительская похвала также является прекрасным стимулом. Некоторые тревожные дети так хотят угодить своим родителям, что меняют свое поведение просто в ответ на родительскую похвалу. Похвала особенно эффективна в тех случаях, когда ребенку объясняют, за что именно его хвалят, не ограничиваясь общей фразой «Ты поступил хорошо». Постарайтесь выяснить и реально оценить, что ребенок придумал и сделал для того, чтобы выполнить задачу, хвалите его за выбранную тактику, гибкость, мужество, позитивное отношение к неприятностям и т.Pп. Это повысит вероятность того, что подобные приемы смогут быть им использованы и в дальнейшем уже для достижения других успехов.
PPPНекоторые дети преодолевают свои страхи, используя для этого только внутренние стимулы.
PPP«Мне очень не хочется идти к врачу [или, допустим, к психологу]. Но если я смогу пойти сейчас, то мне больше не придется к нему идти».
PPP«Другие ребята могут подумать, что я плакса, если я этого не сделаю»,
PPPНекоторые страхи преодолеваются с помощью внутренних стимулов. Ребенок может сказать себе:
PPPБольшинство детей не хотят добровольно подходить к источнику своего страха. Многие выражают это нежелание очень энергично! Система «наград за смелость» побуждает детей на противостояние тревожным ситуациям.
16.PСтимулирование смелого и желательного поведения
Михаил Ингерлейб.
Михаил Ингерлейб. 16.PСтимулирование смелого и желательного поведения. Особенные дети.
Комментариев нет:
Отправить комментарий